Источники личной власти по Дж. Френчу и Б. Рейвену

Источник власти Описание
Вознаграждение Лидер обладает ресурсами, необходимыми для вознаг­раждения последователей
Принуждение Источник власти — страх (например, потерять работу)
Легитимность Поведение лидера согласуется с разделяемыми ценнос­тями последователей, поэтому они "передают" лидеру полномочия
Экспертиза Основа власти — знания и опыт, относящиеся к заданию
Харизма Черты личности, делающие лидера привлекательным в глазах последователей

Источник: Таблица составлена на основе работы French J.R.P., Raven В. The Basis of Social Power. In:

Studies in Social Power (D. Cartwrisht, ed.) —Ann Arbor: Univ. of Michigan Press, 1959, pp. 150—167.

Из данной таблицы следует, что у лидера есть широкие возможности приобретения личной власти, привлекатель­ной для последователей. В то же время воздействие лидера на них может сильно возрасти при переходе от непосред­ственного применения власти к использованию различных форм влияния. Дело в том, что влияние позволяет доби­ваться от других нужных вам результатов даже в отсутствие какой-либо власти над ними. Приведенная ниже табл. 1.4 дает представление о разнообразии возможных стратегий влияния.

Таблица 1 .4.

Стратегия влияния

Возмездие (принуждение и запугивание)
Общая форма Угроза Социальное давление Достаточно Ощущаемый недостаток и давление времени Избегайте причинять боль другим "Если вы этого не сделаете, вы пожалеете!" "Если вы не подчинитесь, я вас накажу" "Другие члены вашей группы согласны; так какое ваше решение?" "Я перестану к вам придираться, если вы подчинитесь" "Если вы не начнете действовать прямо сейчас, вы упус­тите возможность/создадите проблемы другим людям" "Если вы не согласитесь, это причинит вред другим"
Взаимодействие (обмен и интеграция)
Общая форма Обещание Уважение "Кредит" Обязательство Взаимный компромисс Рост обязательств "Если вы сделаете X, вы получите Y" "Если вы подчинитесь, я вас вознагражу" "Люди, мнением которых вы дорожите, будут думать лучше (хуже) о вас, если вы подчинитесь (не подчини­тесь)". "Я сделаю для вас что-нибудь, чего вы хотите; вы тогда сделаете это для меня?" "Вы обязаны подчиниться мне, поскольку в прошлом я оказал вам услуги" (Даже если я не беру на себя ника­ких обязательств в отношении будущего...) "Я снизил мое первоначальное предложение/цену, и теперь я надеюсь, что вы ответите тем же" (не важно, насколько неразумным было мое первоначальное пред­ложение) "Я заинтересован только в небольшом обязательстве с вашей стороны" (Но потом я потребую больше)
Обоснование (убеждение, основанное на фактах, потребностях и личных ценно­стях)
Общая форма Доказательство Потребность Достижение цели Схожесть ценностей Готовность Лояльность Альтруизм "Я хочу, чтобы вы сделали X, поскольку это согласуется с /хорошо для/ необходимо для..." "Эти факты /мнение экспертов демонстрируют достоин­ства моей позиции/ просьбы" "Вот что мне надо, вы поможете ?" "Уступчивость поможет вам достичь своей личной цели" "Это действие соответствует вашей приверженности X" "Мы бы предприняли эту попытку, если бы могли поло­житься на ваши способности/опыт" "Поскольку мы друзья, вы сделаете это?" "Группе нужна ваша поддержка, сделайте это для общего блага"

Источник: Заимствовано из книги Whetten D.A., Cameron К.S., Developing Management Skills. 3 rd ed. — N.Y. HarperCollms, 1995, pp. 316—317.

Однако понимания спектра стратегий влияния еще не обеспечивает лидеру успеха в реализации его задач. Он должен правильно использовать эти стратегии в зависимости от си­туации. Таблица 1.5 помогает понять взаимосвязь стратегий влияния и ситуационных факторов.

Описанные в таблице формы влияния хороши каждый в свое время, т.е. в зависимости от конкретной ситуации. Од­ним из решающих факторов выбора стиля лидерства явля­ется этап развития, на котором находится организация и конкретная группа. Осознание этого обстоятельства и при­вело к разработке целого спектра моделей так называемого ситуационного лидерства.

Таблица 1.5.


8769737473736845.html
8769818029914630.html
    PR.RU™